nuilena (nuilena) wrote,
nuilena
nuilena

Category:

Как начать роман? Первые фразы известных книг

Мой знакомый попросил меня оценить его рассказ. Я дала кое-какие рекомендации. Одна из них - сократить долгое вступление, которое состояло из описания места действия. Это вступление-описание занимает 1,5 страницы, и лишь потом появляется герой.

Но тут у нас возник небольшой спор. Мой друг привел мне в пример "Властелина колец", мол, там долгое описание вначале, но книга все равно популярна!

Я затянутые вступления не люблю, мне кажется, книга должна цеплять с первой фразы. Лучше всего начинать с активного действия или даже с диалога. А описание героя и места совместить с действием, незачем ему уделять полторы страницы.

К тому же в сторителлинге есть правило: начинать с ответов на вопросы: кто, где, когда.

Решила проверить, как начинаются известные произведения. Взяла книги, которые читала в последнее время и выписала начало:

1. Скарлетт О'Хара не была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчет, если они, подобно близнецам Тарлтонам, становились жертвами ее чар.

Начинается с описания, но не места, а главной героини. И описание дано через действие: "становились жертвами ее чар".

2. С чего начинается человек? С ранних детских впечатлений, сказал бы кукухотерапевт. И был бы прав.
Недалеко от фермы, где Маня встречала новый 206 год Green Power, затаилась в лесу старая шахта.

(Пелевин, TRANSHUMANISM INC)

Вначале вопрос, это цепляет. И дальше хоть и идет описание места, но в комплекте с упоминанием героини.  Есть кто (Маня), где (в лесу возле фермы) и когда (206 год).


3. Он отпер дверь своим ключом и вошел, а следом, в смущении сдернув кепку, шагнул молодой парень. Что-то в его грубой одежде сразу же выдавало моряка, и в просторном холле, где они оказались, он был явно не к месту. ("Мартин Иден")

Начинается с действия, совмещенного с описанием героя и места. Очень динамично! Причем одной фразой дано понять, что герой моряк, что он смущается и что он попал в чуждую для него обстановку. Гениально ведь!

Есть ответы на вопросы кто и где.

4. Я стою на заброшенном красном железнодорожном вагоне, который примостился возле амбара. Воет ветер, волосы хлещут по лицу, холодок пробирается сквозь расстегнутый ворот рубашки.
(Тара Вестовер "Ученица")


Действие совмещено с описанием места, погоды и состояния героини: мы знаем, что ей холодно, что на ней рубашка. Есть кто и где.

5. Весна 1879 года была удивительно ранняя и теплая. По полям нижней Шотландии ровной пеленой стлалась зелень ранних хлебов, «свечки» на каштанах распустились уже в апреле, а кусты боярышника, живой изгородью окаймлявшие белые ленты проселочных дорог, зацвели на целый месяц раньше обычного. ("Замок Броуди")

А это как раз тот случай, когда в начале идет очень долгое описание места действия, а герои никак не появятся и ничего не происходит. Но в первых фразах есть ответы на вопросы "где" и "когда", хоть и нету "кто".

6. Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало – и ни разу не видел Кремля. ("Москва-Петушки")

Начинается с внутреннего монолога (или диалога с читателями). При этом сразу понятно, что действие происходит в Москве и что герой - любитель выпить. Никаких отдельных долгих нудных описаний. Гениально!

7. Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать. Уткнув подбородок в грудь, чтобы спастись от злого ветра, Уинстон Смит торопливо шмыгнул за стеклянную дверь жилого дома «Победа», но все-таки впустил за собой вихрь зернистой пыли. ("1984" Дж. Оруэлл)

Опять-таки описание места и персонажа встроены в действие. В двух первых фразах все: погода, время года и время суток, герой что-то делает (заходит в дом), причем делает особым образом: "торопливо шмыгнул", а не просто "зашел".

В этом начале есть ответы на все 3 вопроса: кто (Смит), где (жилой дом "Победа") и когда (апрель, час дня).
----------

Обратите внимание: в шести из семи книг в первых же фразах появляется главный герой. Почти везде есть ответ как минимум на 2 вопроса из трех: кто, где, когда.

Конечно, долгое вступление имеет право на жизнь. Но лично мне такое не нравится ) Если герой не появляется и ничего не происходит, я начинаю скучать и бросаю книгу. Так, кстати, и произошло с "Властелином колец".

А как вы относитесь к долгим вступлениям?

И еще вопрос - интересны вам посты про сторителлинг? А то в инстаграм все не помещается, решила кое-что здесь тоже писать.

Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments